Больше чем о настоящем человечество думает разве что о будущем. Мы строим глобальные планы и смотрим в простейший телескоп из сложенных ладоней в трубочку, чтобы убедиться в том, что будущее будет светлым, чтобы увидеть свет. Наивный ориентир, утопия или необходимость, продиктованная законами выживания? Ведь известно, что выживает не сильнейший, а тот, кому есть ради чего жить. Сегодня в России по-настоящему заговорили о будущем. По-настоящему – в моем понимании – это в контексте и с опорой на незыблемые человеческие и духовные ценности. Не кажется ли Вам, что сегодня решается вопрос не человечества, а человечности?! Наконец-то, в информационном пространстве, с политических трибун, в массовом сознании замерцали темы о человеке, которого мы хотим воспитать, об образе будущего, который мы хотим заложить, об образе учителя будущего, который должен победить в войне за человеческие ценности… Так, через свой телескоп я увидела пиксель света. Надежда довольствуется малым. Образ будущего – продолжение восходящей лестницы. Хочется верить, что тем, кто будет ступать по ней, не придется о ребро ее ступеней оттирать подошвы ботинок отчего-то густо налипшего. Образ будущего или образ какой-то отдельной сферы в будущем, сам по себе не сложится. Это сделаем мы или кто-то за нас. Яркий пример: образ нашей эстрады и кино беспрепятственно формировался с 90-х гг. средствами западной попкультуры. Это делали за нас. Но сегодня мы говорим об образе учителя, а значит, однажды задумаемся о культуре.
Прошедший год был Годом педагога и наставника. Одна из пресс-коференций была посвящена теме Образа учителя будущего в России. Ее участники – представители министерств и ведомств, законодательных структур, педагоги и общественные деятели дискутировали с интересом, предлагая свои взгляды. Эти взгляды оформились в емкие заключения. Некоторые из них: – Учитель – инженер человеческих душ, который готовит будущие поколения. – Место педагогики в государственной политике – место однозначное. За последние три года государственный заказ на человека – оформленное представление того, какого гражданина мы хотим видеть – стало задачей педагога, в рамках образовательного, воспитательного, просветительского пространства. – Самый главный вызов для системы – это скорость изменений, которые происходят сегодня.
Учитель должен помочь человеку за школьной партой разобраться со всем потоком информации. Одновременно мы говорим о формировании духовно-нравственного стержня человека. – Учитель должен быть уверенным пользователем технологий и уверенным работником. – Учительский труд – призвание, а не рядовая профессия услуг. Учителя формируют стандарты в обществе. – Государство ставит задачу сформировать человеческий капитал, чтобы можно было опираться на людей в формировании политики и развитии страны. Необходима воспитательная функция и задача сформировать людей с активной гражданской ответственностью, иначе мы будем работать на наших соседей – дружественных и недружественных. – Мы говорим об образе учителя будущего, но будущее невозможно без прошлого. Тот колоссальный опыт педагогической мысли, школы, который существует в России – востребован в настоящее время и является базой для становления и развития нынешних педагогов. – Учитель – полиспециалист.
Перед учителем открыто широкое окно возможностей. Учитель это еще и культура взаимоотношений и взаимодействия, в том числе в соцсетях. Многие отмечают цифровое и информационное давление и необходимость приспособить к этому человека, научить объять информацию, которую генерируют миллиарды гаджетов. Тема образа учителя – не может быть сезонным вопросом о смене платья из ситца на комбинезон из нейлона цвета металлик. Не может эта тема рассматриваться лишь набором функций, особенно в отношении информационных потоков. Учитель, равно и образ его, понятие фундаментальное, незыблемое. Образ будущего учителя это образ человека, сохранившего и преумножившего в себе человеческое и базирующегося на основах классического образования. Чтобы играть музыку, а тем более, чтобы импровизировать, сначала получают базовые знания. Это классика. Наше классическое образование, сформированное великими педагогами, позволяло играть на струнах любой реальности, оберегая в человеке человеческое. “Употребите вашу шляпу на то, для чего она сделана: наденьте ее на голову”, – говорит Гамлет. Хороший совет современникам.
Педагог К. Д. Ушинский подчеркивал: – какое влияние на нравственное развитие человека может оказать изучение первоначальной математики, грамматик всех возможных живых и мертвых языков, голых перечней исторических и географических фактов..? …Понятно, что здесь не может быть и речи о каком-нибудь нравственном влиянии учения. Нравственно образуется человек или воспитанием, или наукою, в ее обширном, высшем значении”. Все, что нам надо, создано для нас нашими великими предками. От их фундамента оттолкнулись ракеты и компьютеры. Это лучший фундамент для будущего. А образ учителя – свет знания и нравственности. Сегодня он нужен, как и в темные времена безграмотности! Что же касается информации? Сегодня информация это не золотые потоки, владение которыми приравнивается к владению миром. Информация сегодня – это океан. Информация – не знание. Но только знания и нравственность позволят плавать в информации как рыба в воде.
Ольга Щетинина