Г. Маслакова Не числа определяют что-то для нас, но мы вымащиваем ими тропу своей жизни. Это мы делаем из абстрактной их сущности предметные образы, указывающие на важные вехи пути.
В новом театральном сезоне, а начинается он осенью и длится до середины лета, одна из ведущих актрис театра “Глас”, работает в необычном сплетении чисел: 70,50, 25.
Чей океан жизни освещают эти маяки? Какие события заключены в эти изящные пары?
Галина Маслакова – актриса театра и кино, заведующая труппой РДТ “Глас” – поделилась тайным значением каждой величины, рассказала о творческом пути, пути, который требует жертвовать собой своему искусству.
– Что такое цифра 50 для Вас?
– 50 лет тому назад – 19 мая 1973 года в День пионерии – я первый раз вышла на сцену, будучи студенткой. Я получила роль Нины в пьесе “Маскарад”.
Когда спрашивают “что такое счастье?”. Я точно знаю, тогда на третьем курсе это было счастье… Потом я почти 20 лет проработала в Харьковском драматическом театре. В.И. Ненашев был руководителем. Когда он ушел, театр стал сильно меняться. И совсем скоро стал другим… Поэтому я уезжала в Москву без сожаления. Но, а здесь мне повезло встретить своего режиссера.
– Когда вы поняли, что в Вас живет актер?
– Актерство возникает с детства. Дома у нас были толстые стены – дверное расстояние было моей сценой, плюшевые занавески – кулисами. Давно это было и, такое ощущение, что всегда со мной была мечта стать актрисой. Сейчас – это образ жизни. Я не представляю себя без сцены, без театра. Это суть моего существования.
– Кто такой актер в 20 лет и в 70?
– В 20 лет актер – это озорной щенок, полный радости, полный жизни, предвкушения… Но, признаться, актер в 70 лет – это тот же восторг, но глубоко внутри.
Если раньше волновала роль, платье, в котором предстоит выйти на сцену, прическа.
То сейчас, весь свой опыт, все свои переживания, всю свою жизнь я вкладываю практически в каждую свою роль. И именно это становится важнее важного – наполненность роли всеми твоими переживаниями: радостями, страданиями, чем угодно. Смотрю на молодых актеров, как же им хорошо сейчас, но они непременно придут с годами к тому же: или бросят профессию, или перенесут весь свой багаж и опыт в свои роли.
– В театре “Глас” вы отслужили полных 25 лет, пошел 26-й… Какая дорожка привела Вас сюда?
– Всех нас Господь приводит туда, куда нам надо.
Я случайно узнала о театре от своей подруги, которая работала на телевидении. Татьяна Белевич и Никита Астахов тогда принимали участие в какой-то передаче, и подруга, зная, что у меня заканчивается декретный отпуск, рассказала мне о театре “Глас”.
Я с большой опаской к этому отнеслась, потому что не представляла, что это такое.
Но я все же пришла на собеседование и попыталась понять, чем отличается духовный театр от всех прочих.
Никита Сергеевич тогда долго со мной разговаривал, и вот какой пример буквально врезался в мою память и стал ответом на все мои вопросы: “Вот, пьеса А.Островского “Гроза”, – говорит Н. Астахов. – Кто такая Катерина? Луч света в темном царстве. А кто такая Кабаниха? Ужасная, давящая свободу особа… Так нам преподносят это произведение. А если посмотреть на пьесу по существу? Что получается? Кабаниха старается сохранить семью, а Катерина совершает смертный грех, покончив жизнь самоубийством”.
Вот так художественный руководитель перевернул мое видение с ног на голову, а точнее, наоборот, с головы на ноги. Разбор роли или пьесы здесь происходит не с точки зрения общепринятого подхода, а с точки зрения греха и его дальнейшего влияния на жизнь.
Я благодарна Никите Сергеевичу – он что-то знает о нас, актерах, чего мы сами о себе не знает. Мы сопротивляемся, обижаемся, но в итоге он вытаскивает из нас нашу сущность и умело переносит ее в роль.
“Глас” вырос в хороший, крепкий, настоящий театр, который сильно отличается от других. Здесь работают сердцем, здесь есть особый свет – свет искусства. Наш “ребенок” вырос и стал крепким.
– Уж простите за тривиальный вопрос, но какая роль для Вас знаковая?
– Их, которые прикипели, две. Одна – моя первая роль, о которой я уже говорила – это тот самый восторг, который бывает у молодых людей.
Сейчас – это роль Анны Ахматовой в зрелости в спектакле “Поэма без героя”. К ней я была внутренне готова. Хотя изначально вообще ничего не получалось. И только благодаря тому, что Никита Сергеевич верил – этот спектакль состоялся.
Эта роль требует большой сосредоточенности. Текст Ахматовой, и жизнь в тексте тоже ее, но за текстом – моя жизнь. У меня тоже есть грехи. Я также переживаю, как она. Это о ней, но и про меня.
У каждого человека внутри есть то, что переживала она. В каждой судьбе есть что-то схожее.
Ольга Щетинина